Стационарные мачтово-стреловые краны

Мачтово-стреловые краны бывают двух типов: вантовые (полноповоротные)   и жестконогие - подкосные   (неполноповоротные).

Мачтово-стреловые краны применяют на монтажных и погрузочно-разгрузочных работах, на складах и используют для подачи строительных материалов на сооружаемых объектах.
По грузоподъемности мачтово-стреловые краны делятся на легкие- грузоподъемностью до 5 тс, средние - до 5-15 тс и тяжелые - до 15-60 тс.

Вантовые мачтово-стреловые краны (рис. 104, а) выпускаются грузоподъемностью свыше 40 тс. Решетчатая мачта 4 внизу опирается на шаровую опору 1, а вверху удерживается вантами (растяжками) 8. Ванты крепятся к втулке-пауку мачты и к якорям, установленным на поверхности земли. Стрела 5 шарнирно присоединена у пяты мачты и подвешена на стрелоподъемном полиспасте 6.

Рис. 104. Стационарные мачтово-стреловые краны:
а - вантовый;  б - жестконогий  подносный;  1 - шаровая  опора;  2 - горизонтальные  балки; 3 - подкосы; 4 - мачта; 5 -стрела; 6-стреловой полиспаст; 7-грузовой полиспаст; 8-ванты.

В опорном шарнире мачты вантового крана сосредоточивается нагрузка от веса поднимаемого груза, веса конструкций крана и натяжений вант. При этой нагрузке (суммарно до 100 г у 40-тонных вантовых кранов) легкий поворот мачты крана со стрелой обеспечивается ее конструкцией.

Конструкция опорного шарнира допускает перекос мачты, возникающий вследствие неравномерного натяжения вант при подъеме и повороте стрелы с грузом, и этим значительно разгружает мачту от изгибающих сил.

На рисунке 105 дана опора вантового крана. Она состоит из стальной чаши 1 и гриба 2, который опирается на поверхность чаши. На грибе смонтированы бронзовое кольцо 3 и бронзовая втулка 4. Верхняя часть опоры 5 надета на бронзовую втулку. Край чаши перекрыт крышкой 6. С помощью колпачковой масленки 7 обеспечивается смазка трущихся поверхностей.

Рис. 105. Опора вантового крана:
1- стальная чаша; 2- гриб; 3 - бронзовое кольцо; 4 - бронзовая втулка; 5 - верхняя   часть  опоры;   6 - крышка;   7 - колпачковая   масленка.

 

Рис.  106. Бетонный якорь

Зазоры в опорном шарнире крана допускают крен мачты до 10°.
Мачта со стрелой и грузом вращается с помощью каната, свивающего поворотный круг. Концы каната закрепляются на барабанах лебедки.

Машинное отделение крана размещается недалеко от мачты в отдельном помещении. Кран управляется одной многобарабанной или четырьмя однобарабанными лебедками. Канаты - грузоподъемный и стреловой - от лебедок через направляющие блоки и отверстие в шаровой опоре проходят к верхней части стрелы. Безопасная работа вантового мачтово-стрелового крана обеспечивается только при надежном креплении якорей и равномерном натяжении вант.
Якоря делают бетонные или деревянные (свайные или горизонтальные) .
Вес бетонного якоря G подбирают из условия (рис. 106).


где K=1,4 - коэффициент устойчивости;
Т- усилие в ванте, кгс;
bи l- соответственно плечи действия сил G и T.
Усилие в ванте определяют по упрощенной формуле:


где Q-общая нагрузка на оголовке стрелы  (вес полезного груза, грузозахватных приспособлений и полиспастов);
  - вес стрелы;
Н- высота мачты;
 - угол наклона ванта к горизонту;
  - угол наклона стрелы к горизонту.
Вант должно быть не меньше четырех; при четырех вантах каждая из них рассчитывается на полное усилие.

Жестконогий мачтово-стреловый кран (рис. 104, б) состоит из мачты 4, жестко опирающейся внизу на пяту 1. К последней прикрепляются две горизонтальные балки 2. Мачта и горизонтальные балки соединены подкосами 3. В нижней части мачты шарнирно укреплена стрела 5, подвешенная на стреловом полиспасте 6. Груз поднимается полиспастом 7.
Угол поворота стрелы у подкосных мачтово-стреловых кранов не превышает 270°.

Кран мостовой электрический - незаменимый помощник при погрузочно-разгрузочных работах. Конструкция крана позволяет поднимать большие грузы на требуемую высоту. Но если требования предьявляемые к крану являются не стандартными, то его необходимо  изготавливать под заказ.