Башенные краны

Башенные краны применяются на строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работах. Выпускаются башенные краны на рельсовом, гусеничном и пневмоколесном ходу.

Последние два типа обычно служат сменным оборудованием одноковшовых экскаваторов и имеют ограниченное применение, так как по требованию техники безопасности не допускается их перемещение с грузом.

Типажем предусмотрен выпуск башенных кранов следующих параметров:

 

 

 

Выпуск всех типов кранов на рельсовом ходу предусмотрен по единой конструктивной схеме (рис. 107). Башня 7 установлена на поворотную платформу 2 с противовесом 3, опирающуюся на опорно-поворотное устройство ходовой тележки 1. Стрела 9 шарнирно соединена с башней и подвешена на канате 10 (оба его конца прикреплены к головке стрелы, перекинутой через направляющие блоки головки башни и кронштейна 8), огибающем блок на подвижной траверсе 5. На этой же траверсе закреплены блоки стрелоподъемного полиспаста 4, неподвижная обойма которого канатами прикреплена к поворотной платформе. Канат стрелоподъемного полиспаста огибает блок на кронштейне 5 и запасован на лебедке, установленной на поворотной платформе.

 

 

Фрагмент крепления башенного крана к стене

Фрагмент крепления башенного крана к стене

Такая подвеска стрелы значительно разгружает башню от изгибающих сил, уравновешивая действие изгибающего момента со стороны груза моментом от стрелоподъемного каната. Подъемный канат образует двукратный полиспаст 11, огибает блоки на голове стрелы, голове башни, кронштейне 8 и закрепляется одним концом на грузоподъемной лебедке, а вторым - на барабане подъема стрелы. Поэтому во время наматывания каната подъема стрелы на барабан канат подъема груза сматывается с него. Этим обеспечивается движение груза по горизонтали при подъеме или опускании стрелы. Пульт управления краном расположен в кабине 6.
Стрела может устанавливаться под разными углами наклона.


Рис. 107 Башенный кран:
1 - ходовая тележка; 2 - платформа; 3 - противовес; 4 - стрело-подъемный     полиспаст;     5 - подвижные     блоки;     6 -кабина; 7 - башня;  8 - кронштейн;  9 - стрела;    10 - канат;    11 - грузоподъемный полиспаст.

 

 

Рис.108 Схема монтажа башенных кранов

С увеличением угла наклона  стрелы уменьшается вылет  L и увеличивается высота подъема Н.

 

Башенный кран здесь вращается на 360° вокруг вертикальной оси. Механизм поворота состоит из вертикально   расположенного   электродвигателя   и  редуктора, на ведомом   валу   которого   снизу   укреплена шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении   с  зубчатым венцом,   жестко прикрепленным к поворотной платформе.      Ходовая   тележка    крана    опирается    на рельсы попарно балансирно-подвешенными колесами.

С одного конца тележки расположены ведомые, с другого - ведущие колеса. Вращающий момент каждая пара ведущих колес получает от отдельного двигателя через червячный редуктор и цилиндрическую зубчатую передачу, одно из колес которой жестко закреплено на одной оси с ведущим колесом.

Ток к электродвигателям крана подводится по кабелю от линий электропередач. Все механизмы крана имеют тормоза. Башенные краны изготовляются также с балочной горизонтально расположенной стрелой с кареткой, движущейся вдоль нее. В таких кранах стрела не меняет угол наклона, а груз в горизонтальной плоскости перемещается смещением каретки по стреле.

Монтаж башенного крана выполняют в следующей последовательности (рис. 108):

- устанавливают на рельсы ходовую тележку с поворотной платформой;

- вдоль рельсов укладывают башню и шарнирно соединяют с поворотной платформой;

- подставляют в головки башни козлы или выкладывают шпальную клетку;

- присоединяют стрелу к башне;

- подъемный канат перекидывают через направляющие блоки на нижней части фермы-башни и закрепляют его на башне ниже ее головки. Затем подъемной лебедкой башню приподнимают в вертикальное положение (вместе со стрелой) и закрепляют;

- запасовывают канаты подъема стрелы и стрелоподъемной лебедкой поднимают ее в горизонтальное положение;

- после этого запасовывают грузоподъемный канат.