Карьерные экскаваторы

Карьерные экскаваторы. Эти типы экскаваторов (рис. 1) выпускаются только на малоопорном гусеничном ходу с рабочим оборудованием прямой лопаты. Емкость ковша 6-8 м3. Рабочее оборудование имеет относительно малые размеры, но очень жесткую и прочную конструкцию.

Карьерные экскаваторы применяются на открытых горных разработках для выемки и погрузки в транспорт вскрышных пород и полезных ископаемых и на строительстве - для рытья котлованов под крупные гидротехнические сооружения и водохранилища с погрузкой грунта в транспорт.

Основной вид силового оборудования - электродвигатели. Каждый основной механизм (рис. 140) снабжен индивидуальным приводом. Вспомогательные механизмы получают обычно движение от двигателя подъема. Реверсирование механизмов осуществляется изменением направления вращения двигателей.

Многомоторный привод обеспечивает независимость всех рабочих движений без применения фрикционных муфт, поэтому кинематическая схема машины проще, чем у универсальных экскаваторов с одномоторным приводом.

Рис.1 Карьерный экскаватор

Барабан 7 главной лебедки и барабан 2 стрелоподъемной лебедки (рис. 2, а) получают вращение от одного двигателя, через кулачковые муфты.

Рис. 2 Кинематическая схема экскаватора с многомоторным приводом:
а - подъемный   механизм:    1 - барабан   главной  лебедки;    2 - барабан   стрелоподъемной лебедки; б - ходовой механизм: 1 - редуктор: 2 и 4 - цилиндрические зубчатые передачи; 3 - коническая зубчатая передача; 5 - ведущее колесо гусеницы; в - механизм поворота: 1 - двигатель;  2 - редуктор;    3 - вал;    4 - бегунковая   шестерня;   5 - опорно-поворотный венец; а - механизм  напора: 1 - рейка; 2 - шестерня.

Поворотная платформа вращается двумя поворотными механизмами (рис. 2, в), установленными на платформе. Каждый поворотный механизм состоит из двигателя 7, редуктора 2, вала 3 и бегунковой шестерни 4. Шестерни 4 находятся в постоянном зацеплении с зубчатым опорно-поворотным венцом 5, который жестко закреплен на раме ходовой тележки экскаватора. Так как зубчатый венец неподвижен, то при включении поворотных механизмов шестерня 4, вращаясь вокруг своей оси, обегает его и поворачивает платформу с механизмами и рабочим оборудованием.
Движение ведущему колесу гусеницы 5 (рис. 140,6) передается через редуктор 7, цилиндрическую зубчатую передачу 2, коническую зубчатую передачу 3 и цилиндрическую зубчатую передачу 4.

Напорный механизм - независимый зубчато-реечный (рис. 2, г). Рейки 1 укреплены на рукояти и находятся в постоянном зацеплении с шестернями 2 напорного механизма. При включении двигателя напорного механизма шестерни вращаются, перемещая возвратно-поступательно рейки с рукоятью и ковшом. Направление движения рукояти регулируется   изменением   направления   вращения   электродвигателя.

Управление всеми рабочими механизмами экскаватора электрическое, а вспомогательными механизмами - гидравлическое и пневматическое.