Кабельные краны

Кабельный кран представляет собой грузоподъемную машину, состоящую из двух башен, между которыми (в пролете) по натянутому несущему канату с помощью тягового каната перемещается грузовая тележка.

Кабельные краны применяют для транспортирования бетона, арматуры и строительных материалов при сооружении плотин, шлюзов и других гидротехнических объектов. Они бывают стационарными и передвижными. У стационарных опоры закреплены неподвижно на фундаменте, а у передвижных - башни расположены на тележках, передвигающихся по рельсам (параллельно передвижной), или одна опора устанавливается неподвижно, а вторая - на тележке, передвигающейся по рельсу, уложенному по дуге окружности (радиально передвижной).

Грузоподъемность кабельных кранов колеблется в пределах 3-15 тс, длина пролета 100-1000 м, скорость передвижения башен (у передвижных кранов) 15-30 м/мин, скорость подъема груза 50-100 м/мин, а опускания - 120-135 м/мин.

Параллельно передвижной кабельный кран (рис. 113) имеет головную башню 5 с противовесом (в нижней части его расположено машинное отделение) и качающуюся контрбашню 12 с противовесом 15.
Головная башня опирается на два рельса, а качающаяся - на один

 

Рис. 113. Схема кабельного крана:
а - машинная башня; б - натяжная башня:1- тяговый канат; 2 - канат для поддержек; 3 - несущий канат; 4 - кабина машиниста; 5 - головная башня: 6 - противовес головной башни; 7 - лебедка; 8 - подъемный канат; 9 - грузовая тележка; 10 - обойма с блоком полиспаста; 11 - ковш грейфера: 12 - качающаяся коитрбашня; 13 - натяжной груз тягового каната; 14 - натяжной груз каната для поддержки; 15 - противовес качающейся башни.

рельс. Рабочим органом крана служит ковш грейфера 11 или крюк, подвешенный к обойме 10 полиспаста.

Груз поднимается подъемным канатом 8, закрепленным одним концом на грузовой тележке 9, а другим - на барабане лебедки 7.

Грузовая тележка подвешена на несущий канат 8 и перемещается от одной башни к другой тяговым канатом 1. Тяговой канат огибает канатоведущий барабан лебедки 7, причем одна ветвь огибает блок на головной башне и закрепляется на грузовой тележке со стороны этой башни, а вторая ветвь огибает блоки на качающейся контрбашне и натяжной груз 13 и закрепляется с другой стороны грузовой тележки.

Несущий, подъемный и тяговый канаты от провисания и перепутывания во время передвижения грузовой тележки в пролете предохраняются рамками-поддержками, подвешенными на поддерживающем канате с закрепленными на нем кулачками-муфтами различного диаметра. С помощью кулачков поддержки принудительно расстанавливаются по длине пролета и собираются при приближении грузовой тележки к головной башне. Поддерживающий канат натягивается грузом 14.
Кран управляется из кабины машиниста с помощью управления работой электромоторов.
Измерение показателей качества электроэнергии играет важную роль при эксплуатации кабельных кранов

Высота башен зависит от высоты сооружений в пролете и опреде­ляется по зависимости:


где                - высота сооружений в пролете, м;
  - высота полиспаста от тележки с захватным приспособлением и пакетом груза, м;
  -2-3- запас на проход рабочих, м;
 - максимальный провес несущего каната, м.
Максимальный провес несущего каната


 где    Q- вес поднимаемого груза с грузозахватными устройствами, т;
l- пролет крана, м;
S-горизонтальная составляющая натяжения несущего каната, м;
g- вес одного погонного метра каната, т.
Горизонтальная составляющая натяжения несущего каната


где   К - коэффициент провисания несущего каната (0,03-0,04).