Навесные рыхлители

Одним из наиболее эффективных способов разработки мерзлых грунтов на больших площадях является разрушение их навесными рыхлителями на базе мощных гусеничных тракторов. Эти рыхлители по сравнению с прицепными имеют значительно меньшую удельную металлоемкость, лучшую маневренность и более высокую производительность.

На производстве применяют навесные рыхлители, спроектированные по двум схемам: параллелограммной и трехточечной. Рыхлители параллелограммной схемы навески, в отличие от второй схемы, обеспечивают более устойчивую работу орудия.

Количество зубьев рабочего органа рыхлителя"изменяют от одного до пяти в зависимости от его типоразмера и мощности базового тягача. Наиболее нагруженным элементом рабочего органа являются кованые и литые зубья. У большинства рыхлителей они снабжены   сменными

Основные  технические данные  роторных  траншейных  экскаваторов

 

 

наконечниками из особо износостойких материалов. Устанавливают на посадочных хвостовиках зубьев с помощью специальных устройств, позволяющих удобно и быстро заменять наконечники.

Зубья на раме рыхлителя устанавливают шарнирно и жестко. Поворотными кронштейнами зубья могут поворачиваться в обе стороны относительно вертикальной оси. Это позволяет обходить встречающиеся в грунте валуны и снизить боковые нагрузки на зубья.

Рабочие органы современных рыхлителей управляются гидравлической системой, что позволяет в ряде случаев обеспечить принудительное заглубление зубьев. Установка на тягаче одновременно рыхлителя и бульдозера значительно увеличивает коэффициент использования агрегата на земляных работах.

В последние годы в СССР разработан ряд типов навесных рыхлителей на гусеничные тракторы мощностью 85-500 л. с: МГ-1-40; ДП-26С; ДП-22С; Д-652АС-Д-671С; ДП-9С; ДП-9С-1; ДП-10С; ДП-11С и другие, которые находят все более широкое распространение в производственных организациях.

МГ-1-40- монтируется на тракторах класса 10 тс (Т-100МГП и Т-130). Предназначен для рыхления плотных и мерзлых грунтов при глубине промерзания 150- 200 мм.

Состоит из опорной и нижней рам, рабочей балки, рабочего органа и шарнирно-сочлененной верхней рамы. Рабочий орган рыхлителя включает стойку, наконечник и стопорное устройство. При необходимости на рабочем органе можно устанавливать уширители, что способствует увеличению производительности агрегата.

Для крепления наконечника на стойке применяют два цилиндрических пальца - ось и замок, соосно смонтированные в отверстии стойки и наконечника.

Навесное устройство рыхлителя обеспечивает заглубление и выглубление рабочего органа, а также возможность его поворота и установки наиболее рациональных углов рыхления в пределах 32-53°. Управление рыхлителем осуществляется гидроцилиндрамн, подключенными к гидросистеме базового трактора. При запертом положении гидроцилиндра регулировки угла рыхления зуб, рабочая балка, верхняя задняя тяга работают как жесткий треугольник и управление рыхлителем осуществляется гидроцилиндрами заглубления рабочего органа.

В транспортном положении (при рабочем оборудовании, находящемся в верхнем положении) поворот рабочего органа позволяет увеличить угол въезда и уменьшить габаритные размеры агрегата. Опорная рама рыхлителя жестко крепится болтами и шпильками на корпусе заднего моста трактора.

Опорная рама, нижняя рама, тяги и балка - коробчатого сечения, сварены из стали 15ХСНД. Стойка рабочего органа изготовлена из низколегированной стали 40ХН. Наконечники выпускают литыми и сварными с наплавкой износостойкими материалами.

Рыхлитель с регулируемым углом рыхления позволяет получить оптимальные условия работы как при заглублении, так и при установившемся процессе рыхления.

Увеличение угла рыхления на прочных грунтах улучшает условия внедрения наконечника в грунт. Производительность рыхлителя на мерзлых грунтах ИМ категории трудности разработки составляет 42,2-144 м3/ч.

ДП-22С- предназначен для рыхления мерзлых грунтов и трещиноватых горных пород. Агрегатируется с трактором Т-180КСи бульдозером Д-575С. В отличие от базовой модели Т-180КС имеет усиленную раму, увеличенный дорожный просвет за счет изменения установки опорных катков, дополнительные пружинные амортизаторы на задних катерах ходовой части, бронированное днище, предохраняющее трансмиссию   от повреждения.

В задние концы лонжеронов рамы трактора вварены литые проушины для навески нижней рамы рыхлителя, сами лонжероны соединены между собой мощной сварной балкой коробчатого сечения, на которой приварены кронштейны для крепления гидроцилиндров рыхлителя. Такая конструкция позволила разнести точки опоры рамы рыхлителя практически на ширину рамы трактора, тем самым значительно снизить величину изгибающих моментов, передаваемых от рыхлителя на раму трактора. Навесное рыхлительное оборудование имеет четырехзвенную навеску и состоит из нижней рамы, верхней тяги, П-образной стойки, рабочей балки, трех рабочих органов и гидросистемы управления.

Нижняя рама двумя продольными тягами соединена с нижними проушинами кронштейнов трактора и рабочей балкой.

Верхняя тяга соединена с верхним кронштейном рабочей балки удлиненным пальцем, на выступающие концы которого одеваются проушины штоков гидроцилиндров управления рыхлителем. На рабочей балке имеются флюгеры, в которых закрепляют рабочие органы, что обеспечивает их поворот во время работы на угол 15° в каждую сторону, в результате чего снижаются боковые нагрузки на рабочий орган рыхлителя и трактор.

Рабочий орган состоит из стойки, изготовленной из стали 40ХН, и наконечника, закрепленного на ней цилиндрическим пальцем с разрезной пружинной втулкой. Наконечники отливают из стали 20 с износостойкой наплавкой. В процессе работы наконечник, надетый на стойку, внутренней своей частью опирается на выступ, а удлиненными боковыми щеками - в заплечики стойки. Это позволяет более рационально распределить нагрузку, действующую на рабочий орган. Управляется навесное оборудование от гидросистемы базового трактора.

При работе на грунтах и породах повышенной прочности вместо среднего флюгера устанавливают специальный неповоротный кронштейн, в котором закреплен рабочий зуб, что позволяет использовать трактор-толкач для увеличения рабочих усилий на зубе.

Производительность его составляет от 100 до 355 м3/ч в зависимости от прочности грунта.

Д-671С- предназначен для разработки мерзлых грунтов и трещиноватых горных пород. Агрегатируется с трактором Т-220 класса 15 тс и бульдозером. Рыхлительное оборудование имеет четырехзвенную навеску и состоит из опорной рамы, нижней рамы, верхней тяги, рабочей балки, трех рабочих органов, буферного устройства и гидросистемы управления.

Опорную раму шпильками закрепляют к задней стенке корпуса заднего моста трактора.

Нижняя рама, верхняя тяга и рабочая балка конструктивно подобны этим же узлам рыхлителя ДП-22С. На рыхлителе устанавливают буферное устройство, конструктивно выполненное таким образом, что усилие от толкача не изгибает рабочую балку в среднем сечении, а равномерно распределяется по всей балке и передается на рабочие органы. Между балкой и упорной плитой имеются резиновые листы, амортизирующие ударные нагрузки при подходе толкача.

В гидросистеме управления рыхлителем золотник распределителя перемещается от электромагнита и управляется водителем посредством электросигналов. На других же рыхлителях это управление предусмотрено рычажной системой.

 


Рис. 41 Рыхлитель ДП-9С (Д-652А):
1 - бульдозер Д-572; 2 - тяга; 3 - гидроцилиндр; 4 - балка рыхлителя; б - буферное устройство; 6 - флюгер; 7 - зуб рыхлителя;  8 - рама

ДП-9С (Д-652А)- агрегатируется с трактором ДЭТ-250М (рис. 41). Состоит из нижней и верхней рам, шарнирно-соединенных с задним мостом трактора, и рабочей рамы, на которой с помощью поворотных кронштейнов монтируются зубья рыхлителя (от одного до трех), состоящие из стойки, литого наконечника и стопорного устройства   крепления   наконечника на стойке.

Крепление стоек в поворотных кронштейнах обеспечивает их поворот в процессе работы относительно продольной оси базового тягача на угол 15° в каждую сторону. Наконечники рациональной формы обеспечивают максимальное удельное давление на грунт и отличаются большим сроком их службы.

Металлоконструкция рыхлителя изготовлена из низколегированной стали, а стойки рабочего органа - из нормализованной стали 40ХН.

Рабочий орган поднимается и опускается двумя гидроцилиндрами двойного действия. Для повышения работоспособности рыхлителя в серийно выпускаемый базовый тягач ДЭТ-250 внесен ряд конструктивных изменений. Тяговое усилие трактора повышено с 22 до 26 т. Рыхление ведется на полосе 2,4 м глубиной до 0,7 м.

Основные технические данные навесных рыхлителей

 

 

 

Количество зубьев на рабочем органе может быть изменено от одного до трех. Производительность одного рыхлителя в зависимости от типа грунта составляет 400-700 м3 в смену.

ДП-10С, ДП-11С- предназначены для разработки мерзлых грунтов с температурой не ниже минус 15°С. Рыхлитель ДП-10С агрегатируется с трактором Т-330 класса 25 тс и бульдозером Д-701С или Д-702С, ДП-11С с трактором Т-500 класса 35 тс и бульдозером Д-714С или Д-715С. Оба рыхлителя имеют четырехзвенную навеску с дополнительными грузами, установленными на рабочей балке.

Поднимается и опускается рабочее оборудование двумя гидроцилиндрами, управляемыми из кабины трактора посредством электроуправляемого гидрозолотника.

РЩЯ-3-120- рыхлитель-щелеватель ярусный навесной, предназначен для глубокого рыхления и щелевания засоленных почв с целью обеспечения проникновения мелиорирующих составов на различные глубины при сквозной промывке почв и последующего отвода получаемых солевых растворов в дренажные стоки. Агрегатируется с тракторами Т-100МГС, Т-100МБГС.

Основные узлы: рама сварной конструкции, один средний и два боковых корпуса, два опорных колеса с винтовыми механизмами регулировки глубины хода рабочих органов, кронштейны для навешивания на задний механизм навески трактора.

Средний корпус, предназначенный для рыхления и щелевания на глубину 70 см, состоит из стойки, долота и ножа. Боковые корпуса рыхлят почву на глубину 42 см. Они включают стойки, долота и рыхлительные лапы.

 

Основные технические данные  РЩЯ-3-120