Карьерные многоковшовые экскаваторы

Карьерные многоковшовые экскаваторы изготовляют: цепные поперечного копания и роторные радиального копания. Они применяются для добычи полезных ископаемых, строительных материалов, удобрений и выемки грунта из котлованов. Кроме того, цепные экскаваторы используют на планировке откосов, а роторные на базе одноковшовых экскаваторов- на строительстве крупных каналов.

Цепные экскаваторы поперечного копания выпускаются на колесном рельсовом и гусеничном ходу: малой мощности с емкостью ковша 20, 30, 50 и 100 л, глубина копания до 7 м; большой мощности с емкостью ковша 650-4500 л, глубина копания от 20 до 60 м. Силовой привод - многомоторный электрический.

У экскаватора поперечного копания (рис. 147, а) рабочий орган - многошарнирная ковшовая рама 1 с двумя бесконечными цепями 4, на которых укреплены ковши 2, - расположен перпендикулярно оси передвижения машины и может занимать нижнее или верхнее положение. Нижнее планирующее звено 12 служит для того, чтобы придать дну забоя плоскую поверхность при нижнем забое; верхним планирующим звеном 5 - выравнивается поверхность при верхнем забое. Верхняя часть 8 ковшовой рамы закреплена на раме экскаватора 9, в нижней ча­сти которой шарнирно присоединена рама отвального транспортера 10. Рама 9, кабина машиниста и укосина 7 жестко прикреплены к раме ходовой тележки 11.

Работа цепным многоковшовым экскаватором поперечного копания производится параллельным резанием. При опущенном рабочем органе до заглубления ковшей на заданную толщину снимаемой стружки экскаватор движется вдоль разрабатываемой выемки. Ковши, двигаясь по откосу, срезают грунт, поднимают его вверх и в момент изменения направления движения в верхней части ковшовой рамы разгружаются. Грунт поступает на транспортер и отбрасывается в сторону в транспорт­ные средства или в отвал. Когда экскаватор пройдет всю длину выемки, его останавливают, опускают рабочий орган на толщину снимаемого слоя грунта и обратным ходом продолжают работу. Движением «вперед-назад» вдоль выемки выбирается грунт с одного положения пути в пределах, допускаемых рабочим оборудованием. Затем экскаватор отводится от бровки выемки на новый путь, и все операции повторяются в том же порядке.


Рис.  147. Многоковшовые экскаваторы поперечного и радиального копания:
1 -цепной поперечного копания;1 - ковшовая рама; 2 - ковш; 3 и  6 - подвески;   4 - ковшовая  цепь:   5 - верхнее  планирующее  звено; 7 -укосина; 8 - верхняя часть ковшовой рамы; 9 - рама; 10 - транспортер;  11 - ходовая тележка; а - нижнее планирующее звено; б - роторный радиального копания; 1 - ротор: 2 - приемный транспортер; 3 - ходовая тележка;    4 - поворотная    платформа;    5 - разгрузочный           транспортер; 6 - самоходный перегрузочный транспортер.

Рабочий орган поднимается и опускается лебедками при помощи стальных канатов, проходящих через блоки укосины 7 и подвесок 3  и 6.

Роторные экскаваторы радиального копания используют при больших сосредоточенных объемах работ (рис. 147,6). Рабочий орган - ротор 1 с ковшами - установлен на конце стрелы так, что может вместе со стрелой изменять положение в вертикальной плоскости и перемещаться вместе с поворотной платформой 4 по радиусу относительно вертикальной оси экскаватора. При разработке грунта экскаватор стоит на месте, а рабочий орган совершает вращательное движение вокруг оси ротора и переносное движение по дуге круга, описанного из центра вращения поворотной платформы. Грунт, захватываемый ковшами, через направляющее устройство в роторе ссыпается на приемный транспортер 2 и перемещается им на разгрузочный транспортер 5, которым сбрасывается на самоходный перегрузочный транспортер 6, в отвал или в транспортные средства. После снятия слоя грунта в пределах угла поворота рабочий орган опускается на высоту снимаемого слоя грунта, и начинается поворот в противоположную сторону.

Таким образом производят разработку на полную высоту забоя. Затем рабочее оборудование передвижением всей машины подается на толщину снимаемого слоя, и процесс разработки грунта повторяется.

После выработки забоя в пределах, допускаемых рабочим оборудо­ванием с одной стоянки, экскаватор передвигается к стенке забоя на но­вую позицию.

Крупные экскаваторы имеют гусеничный ход 3, состоящий из не­скольких двухгусеничных тележек.
По сравнению с многоковшовыми цепными экскаваторами поперечного копания одинаковой производительности роторные экскаваторы радиального копания имеют на 15-20% меньший вес и на 30-40% меньшую энергоемкость разработки грунта.

В последнее время роторные экскаваторы радиального копания чали выпускать на базе одноковшовых экскаваторов емкостью ковша 0,65-1 м3. Такие экскаваторы целесообразно применять на объектах с относительно небольшим объемом сосредоточенных земляных работ (40-100 тыс. м3).

Рис. 148. Роторный экскаватор на базе одноковшового экскаватора:
1 - стрела;  2 - ротор;   3 - тарельчатый   питатель;   4 - приемный   транспортер;   5 - электродвигатель; 6 - отвальный транспортер;  7 - поворотная платформа.

Роторный экскаватор на базе одноковшового (рис. 148) имеет многомоторный дизель-электрический привод. Дизель-генераторная установка и основные механизмы расположены на поворотной платформе 7. От ротора 2 грунт тарельчатым питателем 3 подается на приемный транспортер 4 и перемещается на отвальный транспортер 6, с которого через бункер сбрасывается в транспортные средства или на перегрузочный передвижной транспортер. Ротор приводится во вращение от электродвигателя 5, установленного на стреле 1. Экскаватор может работать выше (положение А) и ниже (положение Б) уровня его стоянки. Для верхнего черпания ротор устанавливают так, чтобы ковши при наборе грунта двигались сверху вниз от корпуса экскаватора, а при нижнем - к корпусу.

Фасадный анкерный дюбель elementa является важным крепежным изделием.