Прицепные скреперы

Наибольшее распространение получили прицепные двухосные скреперы с гидравлическим управлением и самосвальной разгрузкой и с канатно-блочным управлением и полупринудительной разгрузкой.



Рис. 150. Прицепной скрепер с гидравлическим управлением:
1 - подъемная    рама;    2 - задние    колеса;    3 - передние    колеса: 4 - сцепка;   5 - дышло;   6 - гидропривод;   7 - гибкий   шланг;   8-тяговая  рама;   9 - гидроцилиндр;   10 - заслонка;   11 - ковш; 12-13 - ножи.

Скрепер с гидравлическим управлением (рис. 150) имеет две соединенные между собой рамы - тяговую (хобот) 8, шарнирно опираю­щуюся на шкворень оси передних колес 3, и подъемную /, которая одним концом жестко закреплена на оси задних колес 2, а вторым соединена со штоком гидравлического цилиндра 9, шарнирно укрепленного на тяговой раме. Ковш 11 с заслонкой 10 подвешен к подъемной и тяговой рамам на цапфах и рычагах так, что при полностью выдвинутом штоке из цилиндра ковш с заслонкой устанавливается в положение копания; при штоке, выдвинутом из цилиндра наполовину, - в транспортное положение; при штоке, полностью втянутым в цилиндр, - в положение выгрузки. Шток втягивается в гидроцилиндр и выдвигается из него под давлением масла, поступающего по гибким шлангам 7 от гидропривода 6 или раздельно-агрегатной гидравлической системы трактора. Тяговое усилие трактора передается скреперу через сцепку 4 и дышло 5. Грунт вырезается ножами 12, укрепленными на подножевой плите ковша, и двумя боковыми вертикально расположенными ножами 13, установленными на подъемной раме.

Гидравлическая система управления ковшом и заслонкой скрепера (рис. 151, а) состоит из насоса 1, распределителя 7 и бака 3, смонтированных на тракторе, и гидроцилиндра 5, установленного на кронштейнах тяговой рамы скрепера.

Насос всасывающим каналом соединен с баком, а нагнетательным - с распределителем. При вращении зубчатых колес 8 (они находятся в постоянном зацеплении, а одно из них жестко укреплено на приводном валу) масло из бака за счет вакуума затягивается во впадины зубьев (при выходе их из зацепления) и продавливается (при входе их в зацепление) через нагнетательный канал к распределителю. Для предотвращения перегрузки гидросистемы в нагнетательном канале установлен предохранительный клапан 2, отрегулированный на нормальное давление. Если давление в системе увеличивается, клапан перепускает масло из нагнетательной полости насоса во всасывающую.

Распределитель предназначен для направления движения масла по трубопроводам 6 в нижнюю или верхнюю полость гидроцилиндра и для возвращения его в бак. Золотник распределителя рукояткой 4 может быть установлен в одно из следующих положений: «заперто» (при транспортировании грунта) -насос соединен с баком и каналы к обеим полостям гидроцилиндра перекрыты (рис. 151, а); «подъем» (при подъеме до транспортного положения - ковш поднимается, а заслонка закрывается; при подъеме выше транспортного для выгрузки грунта - ковш поднимается и наклоняется вперед, а заслонка открывается) - насос соединен с нижней полостью цилиндра, а бак - с верхней (рис. 151,6); «опускание»   (до   транспортного  положения - ковш   опускается,

Рис.  151. Гидропривод управления скрепера:
а, б, в - различные положения золотникового распределителя;  1- шестеренчатый насос-;2 - предохранительный   клапан;   3 - бак;   4 - рукоятка;   5 - гидроцилиндр;   6 - трубопроводвод;   7 - распределитель;  8 - зубчатые колеса.


а заслонка закрывается; до положения для набора грунта в ковш - ковш опускается, а заслонка поднимается)-насос соединен с верхней полостью цилиндра, а бак-с нижней (рис. 151,в); «плавающее» положение - золотник установлен так, что верхняя и нижняя полости цилиндра сообщаются между собой и могут отключаться от нагнетательной линии, благодаря чему поршень свободно перемещается в цилиндре под действием усилия на режущую часть ковша, перегоняя масло из полости в полость.

Достоинства скреперов с гидравлическим управлением: возможность принудительного заглубления ковша в грунт; легкость и простота управления ковшом и заслонкой; защита от перегрузок и простота обслуживания. Недостатки: необходимость применения масла, соответствующего температуре окружающего воздуха (в жаркое время требуется более вязкое масло, при морозах - с низкой температурой замерзания и небольшой вязкостью); большое число шлангов высокого давления; высокие требования к уплотнению соединений гидросистемы.

Скреперы с канатным приводом управления и полупринудительной разгрузкой (рис. 152) чаще всего изготовляются для работы в сцепе с тракторами мощностью 80-140 л. с.

Ковш скрепера состоит из двух боковых стенок (рис. 152,6). Стенки скреплены в нижней части - подножевой плитой, опорой для днища ковша и кронштейном для крепления задней оси, а в верхней - несущей конструкцией для блоков полиспаста подъема днища и заслонки. Поворотное днище, изготовленное как одно целое с задней стенкой, и передняя заслонка 5 (рис. 152, а) крепятся шарнирно к боковым стенкам ковша. На подножевой плите укреплен нож 9, а на передних гранях стенок - вертикальные боковые ножи. Нож состоит из нескольких частей. Для уменьшения сопротивления резанию средние его части выдвинуты несколько вперед. Все части ножа имеют две режущие кромки. При износе режущей кромки с одной стороны нож снимают, переворачивают и закрепляют острой режущей кромкой вперед.

 


Рис.   152.   Прицепной   скрепер   с  канатно-блочным   управлением:
а - общий вид:  1 - лебедка;  2 - дышло;  3 - направляющий   блок;  4 - полиспаст  подъема  ковша; 5 - заслонка;   6 - полиспаст  заслонки;   7 - ковш; 8- упряжной шарнир; 9 - ножи; 10 - тяговая рама; б - ковш:  1 - верхняя связь;  2 - кронштейн буфера; 3 - нижняя связь; 4 - подножная   плита.

Ковш жестко прикреплен к оси задних колес и шарнирами 8 соединен с тяговой рамой 10, которая шарнирно опирается на ось передних колес. С трактором скрепер сцепляется прицепной серьгой дышла 2. Ковш, заслонка и днище с задней стенкой управляются двухбарабанной лебедкой /, установленной на тракторе, и канатно-блочной системой. Ковш поднимается полиспастом 4, заслонка - полиспастом 6, а днище с задней стенкой поворачиваются полиспастом, расположенным горизонтально в верхней связи ковша. Канаты, идущие от лебедки и образующие полиспасты, направляются блоками 5.
Схема канатно-блочного управления скрепера приведена на рисунке  153.

 


Рис. 153. Схема канатно-блочного управления скрепера:
1 - двухбарабанная лебедка; 2 - приемный блок; 3 - направляющий блок; 4 - полиспаст   подъема   ковша;   5 - полиспаст   опрокидывания   днища;    6 - полиспаст Подъема заслонки; 7 - приемный блок каната заслонки и днища;  8 - направляющие ролики.

Ковш (рис. 153) поднимается канатом, наматывающимся на правый (по ходу скрепера) барабан лебедки 1; канат огибает правый приемный блок 2, направляющий блок 3, блоки полиспаста 4 и закрепляет­ся клином на неподвижной (верхней) обойме полиспаста. В поднятом положении ковш удерживается затормаживанием барабана лебедки, а опускается под действием собственного веса при расторможенном барабане.

Канатом с левого барабана лебедки поднимается заслонка и поворачивается днище с задней стенкой. Этот канат проходит через направляющие ролики 8, левый приемный блок 7, направляющий блок 3, огибает блоки полиспаста 6 подъема заслонки и далее направляющий блок, блоки правой и левой подвижных обойм полиспаста 5 поворота днища и закрепляется на верхней поперечной связи ковша. При наматывании каната на барабан лебедки сначала поднимается заслонка (более легкая, чем днище с грунтом), а после ее полного подъема начинает работать полиспаст поворота (опрокидывания) днища. Выключением муфты и торможением левого барабана заслонка и днище могут быть остановлены в любом положении. Опускается заслонка под действием собственного веса, а днище - под действием возвратной пружины при расторможенном левом барабане лебедки.

Достоинства скреперов с канатно-блочным управлением: возможность создания больших усилий подъема ковша, сравнительно простая конструкция основных узлов, безотказность работы при любых температурах окружающего воздуха, простота обслуживания. Недостатки - односторонняя направленность действующих усилий, не позволяющая принудительно заглублять ковш, большая длина канатов и сравнительно быстрый их износ.