Общие сведения о скреперах

Скрепером называется землеройно-транспортная машина, приводимая в движение тягачом или собственным двигателем и предназначенная для копания, транспортирования, отсыпки и разравнивания на месте укладки грунтов I-II   групп.   Грунты   III-IV  групп   при   разработке


Рис. 149. Схемы устройства и работы скреперов:
/ - одноосный;  II- двухосный  с  полупринудительной  разгрузкой;   /// - двухосный  со  свободной  разгрузкой;   IV- полуприцепной;   1- ковш;   2 - передняя заслонка;  3 - ходовое устройство;  4 - дышло.

скреперами необходимо предварительно рыхлить плугами или рыхлителями, чтобы обеспечить нормальную загрузку ковша.

Скреперами разрабатывают выемки (рытье котлованов, каналов, прудов и т. д.), возводят насыпи (плотины, дамбы, полотно дорог), а также выполняют другие земляные работы в мелиоративном, гидротехническом, дорожном, гражданском и промышленном строительстве.

Скреперы изготовляют: прицепные к тракторам, полуприцепные, агрегатируемые с одноосными быстроходными тягачами, и самоходные. Прицепные скреперы могут быть одноосные (рис. 149,1) и двухосные (рис. 149,11, III), полуприцепные - только одноосные (рис. 149, IV); самоходные представляют собой сцеп тягача и полуприцепного скрепера с ведущими колесами, получающими привод от двигателя, установленного в задней части скрепера.

Основные части скрепера: ковш / (рабочий орган), ходовое устройство 3, механизм управления ковшом, а у прицепных скреперов и дышло 4.

Ковш скрепера открыт спереди и сверху, спереди в нижней части имеет ножи для срезания грунта, а в верхней - шарнирно закрепленную закрываемую заслонку 2.

Рабочий процесс скрепера состоит из четырех последовательно повторяющихся операций: порожнего хода - перемещение скрепера к месту набора грунта с поднятым ковшом и опущенной заслонкой; наполнения ковша в забое (рис. 149, а)-перемещение скрепера с опущенным ковшом и поднятой заслонкой (копание грунта); груженого хода (рис. 149,6) -перемещение скрепера с поднятым ковшом и опущенной заслонкой к месту укладки грунта (транспортирование грунта); выгрузки грунта из ковша (рис. 149, в) -перемещение скрепера с наклоненной передней частью ковша (зазор между ножом ковша и поверхностью грунта равен толщине отсыпаемого слоя) и поднятой заслонкой (отсып­ка и разравнивание грунта).

В зависимости от емкости ковша наибольшая толщина снимаемого слоя грунта колеблется от 0,12 до 0,3 м, а отсыпаемого - от 0,15 до 0,45   м.

Дальность транспортирования грунта определяется экономической эффективностью. Рекомендуется: для прицепных скреперов от 100 до 800 м, для полуприцепных с одноосными тягачами - от 300 до 5000 м.

Выгрузка грунта из ковша может производиться принудительно, полупринудительно и свободно под действием силы тяжести грунта.

При принудительной разгрузке грунт выталкивается из ковша путем перемещения задней стенки вдоль ковша (рис. 149, IV, в). Этот способ обеспечивает быструю разгрузку при любых грунтах, но требует более сложного устройства ковша, чем при других способах разгрузки.

Полупринудительная разгрузка осуществляется путем поворота одного днища или днища вместе с задней стенкой относительно боковых стенок ковша (рис. 149, II, в). Этот способ получил более широкое распространение, так как обеспечивает хорошую выгрузку (хотя несколько хуже принудительного), а устройство ковша проще, чем при принудительной выгрузке.

При свободной разгрузке грунт высыпается из ковша путем поворота и опрокидывания всего ковша вперед (рис. 149,1 и III, в) или назад. Конструкция ковша при этом способе получается простой, но во влаж­ных, липких грунтах выгрузка очень затруднительна, а иногда почти невозможна.

Управление рабочим органом у скреперов может быть гидравлическое, рычажное с канатно-блочным приводом и комбинированное канатно-гидравлическое или барабанно-канатное электрическое.

Гидравлическое управление применяется на скреперах с малой и средней емкостью ковша (1,5-10 м3), так как имеет небольшой вес, простую конструкцию и обеспечивает принудительное заглубление ков­ша в грунт. Рычажное управление с канатно-блочным приводом приме­няется на всех типах скреперов, но преимущественно при емкости ков­ша от 6 мъ и более.

Комбинированное управление применяют на некоторых самоходных скреперах большой емкости ковша (более 12 м5).

По системе действия управление может быть независимое (все механизмы имеют независимый привод), полузависимое (механизм подъема заслонки сблокирован с механизмом разгрузки, а механизм подъема ковша самостоятельный) и зависимое (все механизмы сблокированы и имеют один привод). Наиболее удобное - независимое управление, но оно самое сложное по устройству.
Типаж землеройно-транспортных и планировочных машин предусматривает выпуск скреперов с емкостью ковша: прицепных-1,5 мг к колесным тракторам мощностью 35-45 кет; 3, 6, 10, 15 м3- к гусенич­ным тракторам соответственно мощностью 55, 74-100, 175-200, 275- 320 кет; полуприцепных - 4, 6, 10, 15, 25 ж3 к базовым одноосным колесным тягачам соответственно мощностью 70-74, 120-130, 175-220, 275-320, 400-480 кет.

Технический прогресс в развитии скреперов имеет следующие основные направления: создание вместо прицепных самоходных машин с повышенными транспортными скоростями; создание самоходных скреперов с электроприводом ведущих колес (мотор-колесами); создание полуприцепных скреперов с принудительной элеваторной загрузкой ковша; увеличение емкости ковша до 30-40 и даже 75 ж3; применение гидропривода для управления рабочими движениями скрепера.