Холодная асфальтовая штукатурная гидроизоляция

Холодная асфальтовая штукатурная гидроизоляция представ­ляет собой пластичный штукатурный покров из нескольких сло­ев (наметов) холодной асфальтовой мастики, нанесенных на вертикальные, горизонтальные, наклонные или потолочные по­верхности.

Гидроизоляцию этого вида применяют для защиты следую­щих конструкций:

а)   подземных и подводных частей сооружений от воздей­ствия агрессивных вод при условии обязательного устройства за­щитного ограждения изоляции или пригрузки ее грунтом; нельзя применять холодную асфальтовую гидроизоляцию на внешней поверхности опускных колодцев и кессонов, а также для защиты подземных металлических конструкций от электрокоррозии блуждающими токами и от агрессивного воздействия об­щекислотной среды;

б)   безнапорных сооружений от воздействия пара и воды при условии устройства защитного ограждения изоляции или без такого ограждения, если изоляция доступна для осмотра и ре­монта;

в)   водопроводных сооружений от коррозии при необходимо­сти их изоляции от контакта с питьевой водой;

г)   помещений с эксплуатационной температурой до 80°С от воздействия воды и помещений с эксплуатационной температу­рой до 105 °С от воздействия пара.

Холодная асфальтовая мастика представляет собой смесь битумных эмульсионных паст с порошкообразными наполните­лями.

Битумные эмульсионные пасты - это дисперсные системы, в которых дисперсная фаза (битум) равномерно распределена в дисперсионной среде (воде) в виде мелких частиц, покрытых слоем твердого или жидкого эмульгатора, обеспечивающего их устойчивость. В качестве эмульгатора при изготовлении эмуль­сионных паст используют глины, суглинки, гашеную известь, диа­томит, трепел.

Состав наиболее часто применяемых для гидроизоляции эмульсионных паст приведен в табл. 12.4.

Технологическая схема приготовления битумных эмульсион­ных паст представлена на рис. 12.6, а. Обезвоженный и нагретый

Технологическая схема приготовления битумных эмульсионных паст

 

Рис. 12.6. Технологическая схема приготовления а - битумных эмульсионных паст;  б - холодных  асфальтовых  мастик

до рабочей температуры (150-160 °С) битум подают в дозиро­вочное устройство. При этом его пропускают через фильтр с ячейками размером не более 3 мм для очистки от механиче­ских примесей. Эмульгатор предварительно смешивают с водой в следующем соотношении (массовые части):

 

 

Полученное тесто эмульгатора отмучивают и затем процежи­вают через сито с ячейками размером 5 мм. Воду и тесто эмуль­гатора перед приготовлением пасты подогревают до 80-90° С.
 
Битумные эмульсионные пасты приготовляют в пастосмесителях - мешалках периодического действия, где в результате интенсивного перемешивания компонентов пасты происходит раздробление горячего битума в смеси эмульгатора с водой и разжижение получающейся пасты дополнительно вводимой в нее водой. Готовую пасту хранят в обетонированных ямах в дере­вянной или железной таре. Для предотвращения испарения во­ды из пасты ее поверхность заливают слоем воды в 2-3 см. При хранении пасты более 1-1,5 мес. ее периодически перемешива­ют. Грубодисперсные пасты не рекомендуется хранить более 1-2 сут.
 
Холодные штукатурные асфальтовые мастики приготовляют в мешалках-смесителях медленного действия. Сначала в мешал­ку загружают битумную эмульсионную пасту, затем добавляют к ней всю воду, необходимую для получения мастики заданной консистенции, и тщательно их перемешивают. После этого в ме­шалку загружают небольшими порциями при непрерывном пере­мешивании минеральный порошкообразный наполнитель (рис. 12.6,б). Готовая мастика должна быть использована в течение 1 сут, а при применении в качестве наполнителя цемента - в течение 1ч.
 
Рекомендуемые рецепты холодных асфальтовых мастик для устройства гидроизоляции в неагрессивной среде приведены в табл. 12.5.

 

Рекомендуемые рецепты холодных асфальтовых мастик для устройства гидроизоляции в сульфатной, морской или углекис­лой агрессивной среде приведены в табл. 12.6.

Холодную асфальтовую мастику наносят на предварительно подготовленное основание. Подготовка основания заключается в его очистке (удалении остатков старой штукатурки и грунтов­ки), срубке выступающих металлических стержней, сглаживании острых выступов и ребер, заполнении раковин цементным рас­твором и т. д. Сушка основания необязательна. После подготовки основание грунтуют битумной пастой, разжиженной водой в соотношении 1:5. Следует учесть, что грунтовка необходима лишь при повышенном требовании к сцеплению мастики с осно­ванием. Огрунтованную поверхность перед нанесением штукатур­ки высушивают в течение 3-6 ч.

Холодную асфальтовую мастику наносят на поверхность сдоя­ми (наметами) толщиной 7-10 мм с помощью асфальтомета ВНИИГ-5 или ВНИИГ-5В, растворомета Магала - Кравченко, пневматических питателей С-260, КР-5 или, при небольших объ­емах работ, вручную.

Каждый последующий слой наносят лишь после высыхания и затвердения предыдущего. При применении асфальтометов и других подобных устройств давление в системе должно быть не менее 0,4 МПа. Оштукатуривание ведут ярусами высотой 1,5- 2,5 м снизу вверх. Смежные ярусы сопрягают внахлестку с пере­крытием на 30-40 см с разбежкой стыков в разных наметах.

На горизонтальных поверхностях мастику разливают слоями толщиной 6-9 мм и разравнивают.

Для защиты гидроизоляции из холодных асфальтовых мас­тик от механических повреждений применяют всевозможные ограждения (цементный торкрет по металлической сетке, железобетонные плиты, цементную стяжку толщиной 25-30 мм на горизонтальных поверхностях, щитовую опалубку) или пригружают ее грунтом с толщиной слоя не менее 0,5 м. Защитное ограждение из плит, опалубки, торкрета крепят к изолируемой поверхности анкерами.

В местах сопряжения холодных асфальтовых мастик с другими видами гидроизоляции штукатурное покрытие увеличивают на один намет, а основание не грунтуют. Места сопряжений хо­лодной асфальтовой гидроизоляции с деформационными швами усиливают металлическими или резиновыми компенсаторами с заливкой полостей горячей асфальтовой мастикой (30-35% битума марки БНД-40/60 и 65-70% минерального порошка или герметика) (рис. 12.7).

Расход материалов для устройства холодной асфальтовой гидроизоляции на 1 м2 поверхности с толщиной покрова из обез­воженной мастики 10 мм составляет:

 

Рис. 12.7. Устройство сопряжений холодной асфальтовой гидроизоляции с деформационными швами
а - в основании сооружений; б - в вертикальных плоскостях; I - при деформации шва до 5 мм; II - то же, от 5 до 50 мм; III - тоже, свы­ше 50 мм; 1 - сооружение; 2 - холодная асфальтовая гидроизоляция; 3 - бетонная подготовка; 4 - стеклоткань; 5 - дополнительный слой ма­стики; 6 - стяжка; 7 - деформационный шов оштукатуренный; 8 - стальной лист; 9 - резиновый жгут (просмоленный канат); 10 - асфальтовый мат; 11 - заполнение горячей асфальтовой мастикой; 12 - профилированная резиновая лента; 13 - анкерный болт;  14 - лента резиновая,   15 - конопатка просмоленной паклей

Для грунтовки основания расходуют 0,5 кг/м2 битумной пас­ты, разведенной в четырех-пятикратном количестве воды.
При отрицательных температурах наружного воздуха гидро­изоляционные работы с холодными асфальтовыми мастиками выполняют либо в тепляках с прогревом воздуха в них до тем­пературы не ниже +15° С, либо на открытом воздухе при тем­пературе до -30° С с применением  незамерзающих холодных асфальтовых мастик.