Погружные насосы
Погружные насосы представляют собой многоступенчатые центро­бежные насосы, специально предназначенные для откачки воды из скважин. Насосы этого типа получили широкое распространение для искусственного понижения уровня грунтовых вод при осушении глубоких котлованов гидро­технических сооружений.
Отличительная особенность погружных на­сосов состоит в том, что насос с электродвигателем всегда находится ниже уровня воды в скважине, из которой ведут откачку.
Для привода погружных насосов применя­ют два основных вида электродвигателей: су­хие электродвигатели, в герметическом корпусе которых автоматически поддерживает­ся давление воздуха, препятствующее проник­новению воды, водозаполненные, обмо­точный провод которых имеет для защиты от воды изоляцию на полиэтиленовой основе.
Водозаполненные электродвигатели значи­тельно проще по конструкции, вполне надеж­ны и поэтому имеют наиболее широкое рас­пространение. Все отечественные погружные насосы выпускают с водозаполненными элек­тродвигателями. В табл. 1-3 приведены технические данные некоторых погружных насо­сов типа ЭПЛ и ЭПНЛ.


На рис. 1-19 показан разрез по насосу типа ЭПНД10- 100х95.  Рабочие колеса   закрытого


Рис.      1-19.     По­гружной       насос ЭПНЛ10-100х95.

типа имеют лопасти двоякой кривизны. Лопа­точные отводы 7 служат одновременно корпу­сом секций и подводят воду к следующей сту­пени. Секции соединяют между собой шпиль­ками. Рабочие колеса закреплены на полом валу коническими втулками 8 с гайками. За рабочим колесом на конической втулке укреп­лен диск 9 с радиальными лопатками для цен­тробежной очистки воды. Концы валов двига­теля и насоса расточены на конус. Уплотне­ние обеспечивает вкладыш 6. Осевую силу воспринимает диск 4, который вместе с подпятником 2 образует упорный подшипник. В корпусе подпятника запрессовано бронзовое кольцо 3, образующее лабиринтное уплотне­ние между пятой и подпятником. Вода в это разгрузочное устройство попадает по полому валу из последней ступени насоса. Количество воды регулируется сечением штуцера 1. Вода, прошедшая через щелевой зазор разгрузочно­го устройства, поступает в полость электро­двигателя для смазки подшипников и охлаж­дения обмотки. Из полости электродвигателя вода выходит через обратный клапан 5.