Вал и подшипники грунтового насоса
Вал грунтового насоса обычно лежит в двух опор­ных подшипниках, осевые силы воспринимает упорный подшипник, расположенный, как пра­вило, в одном блоке со вторым (считая от ра­бочего колеса к двигателю) опорным подшип­ником. Вал грунтового насоса с валом двига­теля соединяют эластичной муфтой.
 
В крупных грунтовых насосах применяют другую схему расположения подшипников, позволяющую существенно сократить общую длину агрегата. В этой схеме вал грунтового насоса лежит в одном подшипнике и жестко связан с валом двигателя, лежащим в двух подшипниках. Упорный подшипник установлен на свободном конце вала двигателя. Таким об­разом, в этой конструкции вал насоса и вал двигателя представляют собой одно конструк­тивное целое и могут рассматриваться как один вал, лежащий в трех опорных и одном упорном подшипнике. Примером конструкции, решенной по этой схеме, может служить грун­товой насос 1000-80, продольный разрез по ко­торому представлен ниже на рис 1-46. Также решен и новый грунтовой насос 28Гр-8т.
 Грунтовой насос 1000-80
Рис.  1-46  Грунтовой насос 1000-80

Для изготовления валов применяют угле­родистые и легированные стали разных марок.

В грунтовых насосах устанавливают как подшипники качения, так и подшипники скольжения. Важным вопросом является защита подшипников от попадания в них пульпы. Осо­бо это относится к переднему подшипнику, находящемуся в непосредственной близости от сальникового уплотнения, которое при износе начинает пропускать пульпу. В эксплуатации грунтовых насосов хорошо оправдало себя от­бойное кольцо, закрепленное на валу перед подшипником. Пульпу, попадающую на вращающееся кольцо, отбрасывает центробежная сила.