Стандартный ряд грунтовых насосов
До по­следнего времени в СССР изготовляли на раз­личных заводах неоправданно большое коли­чество типов различных грунтовых насосов. В целях упорядочения этой области машиностроения утвержден ГОСТ 9075-63 на центро­бежные грунтовые насосы, который введен в действие с 1 января 1965 г.
 
Стандарт распространен на насосы, пред­назначенные для перекачивания абразивных гидросмесей. Стандарт охватывает насосы по производительности от 7 до 16 000 м3/ч и по напору от 8 до 80 м.
 
Грунтовые насосы должны быть трех ти­пов: Л - легкие однокорпусные; Р - легкие с футеровкой из резины; Т-тяжелые двухкорпусные с защитной футеровкой из износоустойчивых материалов.
 
В настоящее время Бобруйский машино­строительный завод выпускает грунтовые на­сосы следующих серий: ЗГр-8, 5Гр-8, 5Гру-12, 8Гр-8т, 8Гру-12, 10Гру-8л, 10Гру-8т, 12Гр-8т, 12Гру-12, 16Гру-8л, 20Гру-8т, 20Гру-8л.
 
Название марки расшифровывается так: цифры, стоящие перед буквами, - диаметр входного патрубка в миллиметрах, уменьшен­ный в 25 раз; Гр - грунтовой; последние цифры -  быстроходности, уменьшен­ный в 10 раз. Индекс «у» означает уширен­ный, с увеличенным проходным сечением про­точной части.
В табл. 1-8 приводятся технические харак­теристики некоторых насосов серии Гр.

Грунтовой насос 20Гру-8л предназначается для постепенной замены грунтовых насосов 20Р-11, устанавливаемых в настоящее время на широко распространенных землесосных

 Грунтовой насос 20Гру-8л
Рис.  1-47 Грунтовой насос 20Гру-8л

снарядах типа 300-40; 350-50Л и 350-50Т.

Продольный разрез по этому насосу пока­зан на рис. 1-47. Корпус 1 этого грунтового на­соса, как и всех остальных насосов легкой се­рии (Л), не имеет защитной рубашки, и его делают из специальной износоустойчивой ста­ли. Рабочее колесо 2- трехлопастное. Крыш­ки корпуса 3 и 4 защищены от износа бронедисками 5 и 6, отлитыми из высокохромистого чугуна. Бронедиски устанавливаются на по­садочные места корпуса и прижимаются специальными шпильками 7. Узел уплотнения ре­шен так же, как на грунтовом насосе ЗГМ. Сальник насоса также повторяет решение, принятое и проверенное длительной эксплуата­цией на насосе ЗГМ и ряде других.

Посадка рабочего колеса на вал - конус­ная, плотную посадку обеспечивают шпилька­ми, ввернутыми в торец ступицы рабочего ко­леса. Заднюю крышку насоса крепят к кронштейну 8. Напорный патрубок грунтового на­соса направлен вертикально вверх.

Сальниковое уплотнение и корпуса насосов стандартной серии рассчитаны на последовательное включение двух насосов одинакового типоразмера.