Устройства для подключения плавучего пульповода к береговому
При работе на колеблющемся горизонте воды в плавучий пульповод включают специальный береговой понтон, устройство кото­рого изображено на рис.  5-57.

Рис.   5-57.   Устройство   для подключения         плавучего
пульповода к береговому. Наличие вертикаль­ного шарнира и шарнирно        подвешенной трубы        обеспечивает
восприятие         колебаний уровня воды и из­менений положения плавучего пульповода в горизонтальной пло­скости.
Трубы, применяе­мые для плавучего пульповода, должны иметь толстые стенки. В США для этой цели используют трубы с толщиной стенок от 10 до 25 мм, причем ча­сто для их изготовле­ния применяют спе­циальные износоустой­чивые стали.
Важным узлом пла­вучих пульповодов яв­ляется присоединение шарового шарнира к трубе. Обычное флан­цевое соединение с мягкой резиновой про­кладкой ведет себя в этом узле неудовле­творительно. Соедине­ние под влиянием ог­ромных, возникающих в нем усилий выходит из строя. Резиновые прокладки «пережевы­ваются» и часто тре­буют замены. Хоро­шим решением этого узла является непо­средственная привар­ка трубы к шаровому соединению.          Такое соединение надежно и значительно дешевле, так как отпадает необ­ходимость в фланцах и болтах. Опыт экс­плуатации таких сое­динений показал, что непосредственная при­варка шаровых соеди­нений к трубам не соз­дает     каких-либо     неудобств. Такой способ соединения принят в плавучем пульповоде нового землесосного снаряда типа 500-70Гл и рекомендован дли всех крупных снарядов. При отказе от флан­цевых соединений применение для плавучих пульповодов толстостенных труб из износо­устойчивых сталей делается особенно целе­сообразным.
Для раскрепления бухты плавучего пульпо­вода на водной поверхности применяют якорные секции понтонов. Их делают несколько большими по размерам и на их палубе уста­навливают шпили или лебедки. Эта задача может быть решена фиксацией понтонов при помощи двух свай.
Сваи имеют квадратное сечение и запол­нены бетоном. Подъем и опускание свай осуществляется вручную при помощи червячного самотормозящего привода и зубчатой рейки (кремальерное      устройство).      Конструкция испытана в Каспийском рейдовом управлении морских путей.
В США для того, чтобы не мешать судо­ходству, иногда (например, на работах в райо­не залива Майами) часть плавучего пульпово­да монтируют без понтонов и он при заполнении его пульпой ложится на дно. Для того чтобы такой пульповод поднять на поверх­ность, его продувают сжатым воздухом. Под­водный пульповод состоит из труб, соединен­ных между собой шаровыми соединениями большой прочности, и хорошо приспособляется к возможным неровностям дна.
Шкундин Б.М. Оборудование гидромеханизации земляных работ. Учебник для учащихся гидроэнергетических, энергетических и энергостроительных техникумов.М.,"Энергия",1970.240 с.