Какие основные меры безопасности нужно соблю­дать при погрузке и разгрузке железнодорожных вагонов?
Руководство погрузочно-разгрузочными работа­ми на железнодорожных станциях возлагается на специально выделенное лицо. Применяемый при этом инвентарь (сходни, мостики, слеги, рычаги-подпоры и др.) должен быть надежным и отвечать требованиям техники безопасности.
Во время открывания люков полувагонов, дверей вагонов и бортов платформ, не разрешается нахо­диться в зоне возможного падения груза, а также вблизи бортов и люков. В железнодорожных ваго­нах груз должен быть закреплен, увязан или уста­новлен так, чтобы он самопроизвольно не смещался во время транспортирования.
Верхняя граница перевозимого груза не должна превышать габаритную высоту проездов под моста­ми, переходами в туннелях.
При выгрузке грузов из вагонов применяют сход­ни из досок толщиной не менее 6 см и длиной от 4,5 до 6 м с набитыми поперек через  0,5 м  планками для упора ног. Ширина сходней должна быть не менеё 1 м при одностороннем и не менее 1,5 м при дву­стороннем движении. Уклон сходней допускается не более 1:3. При переноске тяжелых грузов под сере­дину сходней нужно подставлять козлы для предуп­реждения прогиба. Инвентарные металлические сходни обычно изготовляют из рифленой стали тол­щиной не менее 5 мм.
Погрузочно-разгрузочные операции с катучими грузами, например барабанами с кабелем, бочками, трубами, круглым лесом, следует, как правило, осу­ществлять механизированным способом; в исключи­тельных случаях - при помощи наклонных площа­док или слег, изготовленных из твердых пород дере­ва (без дефектов) толщиной в тонком конце не менее 150 мм и длиной от 4 до 6 м, с удержанием грузов канатами с противоположной стороны. Слеги долж­ны быть прикреплены к вагону металлическими крючками и установлены под одинаковым углом. Рабочие должны находиться сбоку от поднимаемо­го или опускаемого груза. При разгрузке по слегам тяжелого   оборудования   под   ними   выкладывают козлы или клети из шпал, соединенных скобами, для предупреждения прогиба.
Перед разгрузкой пане­лей, блоков и других сбор­ных элементов необходи­ма    предварительно    очистить монтажные петли от раствора или бетона, тщательно осмотреть, нет ли у них изгибов, трещин и других дефектов.
Для железобетонных и бетонных деталей весом более 50 кг должна быть предусмотрена маркиров­ка с указанием фактического веса.
Начинать погрузочно-разгрузочные работы  на прирельсовых путях можно только тогда, когда место работы будет ограждено переносными сигналами - знаками.
Нахождение людей в полувагонах при погрузке их крюковыми кранами допускается в том случае, если из кабины крановщика хорошо обозревается площадь пола полувагона и рабочий имеет возмож­ность отойти от висящего груза на безопасное рас­стояние. Погрузка и разгрузка подвижного состава должны производиться по утвержденной технологии. Груз в полувагоны, на платформы и автомашины следует укладывать таким образом, чтобы была обеспечена возможность удобной и безопасной стро­повки его при загрузке (контейнеры, пакетирование, многооборотные стропы, прокладка и другие прог­рессивные способы).